Штрафы и безопасность движения

Об увеличении штрафов нам вещают из каждого утюга. У меня, как у водителя с почти тридцатилетним стажем, тоже есть что сказать по этому вопросу. Прежде чем повсеместно подымать штрафы, стоит сперва подумать. Привести образование водителей в соответствии с новыми текущими реалиями. Попробовать применить новые технологии. Двадцать первый век на дворе, однако.

Западная экономическая модель, твердит нам, что самое больное место человека это его кошелек. Исходя из этого постулата, когда говорят о регулировании безопасности движения, то как-то само собой разумеется, что одни только штрафы могут повлиять на искомую безопасность. Нужно больше штрафов! Нужны более высокие штрафы! Нужно больше видеокамер «на треногах» и разных датчиков, которые будут фиксировать нарушения на дороге и выписывать еще больше штрафов! Нужно выпустить на улицы ЦОДД, которая сможет зафиксировать нарушения там, где по какой-то причине отсутствуют видеокамеры. Нужно обязать водителей имеющих видео-регистраторы поставлять информацию в ГИБДД (особенно в тех регионах, где не очень развита ЦОДД), что бы штрафовать замеченных видео-регистратором нарушителей на еще большие суммы!

И вот когда водитель уже не сможет вздохнуть, когда он начнет пугаться собственного отражения в зеркале заднего вида… вздрагивать от любого громкого звука будь то сирена скорой помощи, свисток постового, гудок клаксона или просто звонок мобильника… когда за проезд каждого перекрестка, каждого фонарного столба, при парковке у каждого бордюра он будет платить штрафы… штрафы… штрафы… то тут-то (по мнению наших законодателей) он (вдруг!) возьмется за ум, и перестанет нарушать ПДД. А ездить начнет безупречно аккуратно. Отчего безопасность на дорогах, конечно, сразу вырастет.

На мой взгляд, это абсолютно не правильная точка зрения. Если реальная цель — безопасность движения (а не пополнение бюджета МВД за счет кривого законодательства и недоученных водителей), то сперва водителей надо как следует выучить. Доводить умение вождения у людей выезжающих на улицы до автоматического навыка. И только после этого уже думать как штрафовать. А то может и штрафы-то не понадобятся.

По себе скажу, что в большинстве случаев, ездить по нашим дорогам не нарушая ПДД сложно, но можно. Хотя есть отдельные участки, будто специально спроектированные для заведомого нарушения, как ловушки. От таких «ловушек» надо безжалостно избавляться. Также необходимо расширять полосность, доводить состояние дорог до такого, что бы можно было развивать большие скорости, избавляться от узких пробочных мест, создавать развязки которые не требуют регулировки светофором, избавляться от регулируемых железнодорожных переездов разводя их на разные уровни с железной дорогой, создавать больше подземных и надземных пешеходных переходов, а также мостов и тоннелей, там где это возможно и целесообразно, продумывать (бесплатные) парковочные места для растущего количества автомобилей и т.п.

На сегодняшний день подготовку водителей даже в столичных автошколах, трудно назвать достаточной для того, что бы человек после сдачи экзамена сразу сел и поехал без нарушений. Молодой водитель, как правило, после получения прав еще несколько месяцев, а то и лет, ездит, в режиме «ученика» или «начинающего водителя» привыкая к трафику в регионе, к конструктивным особенностям выбранного автомобиля, к дорожной разметке хотя бы в радиусе нескольких километров от дома. Что уж говорить о провинциальных автошколах или о школах ближнего зарубежья поставляющих нам водителей в такси, маршрутки, автобусы, на грузовые и коммерческие автомобили, да и в частный сектор тоже? Т.е., ИМХО, средняя температура по больнице — так себе.

Сюда же накладывается тот факт, что некоторые водители в силу возрастных (молодые чаще лихачат, пожилые чаще «тупят»), гендерных (мужчины вдруг начинают «учить» блондинок) и/или психических особенностей (стили вождения холерика и сангвиника различны, не смотря на то, что оба они психически здоровы) отличаются друг от друга. Существуют еще метеозависимость: из-за изменения атмосферного давления нормальные водители вдруг начинают лихачить или тупить…

Но критиковать ничего не предлагая взамен, это низкий жанр — критиканство. Поэтому я предложу свою программу повышения безопасности на дороге так как я ее вижу. Штрафы, как мне кажется надо на время отложить в сторону и оставить их «как есть». Остальное же, наработанное за двадцатый век, взяв за основу, дополнить.

  1. Необходимо уже со школы ввести предмет «вождение автомобиля». Учить так, как в свое время учили в ДОСААФ и во Дворцах Пионеров. С изучением ДВС, ПДД, с основами сервисного обслуживания (правильно и своевременно заправиться, помыть машину, поменять/подкачать колесо, долить омывайку и охлаждающую жидкость, масло, прокачать тормоза, заменить предохранители, лампочки, дворники, самостоятельно провести первичную диагностику неисправности и т.п.)…
  2. …ну и, собственно, само «вождение» (к этому подпункту в расширительном ключе вернусь чуть позже). Кстати, в дисциплину «вождение» я бы в обязаловку ввел такие элементы безаварийного вождения как управляемый занос (на сухом асфальте, в дождь и в гололед), полицейский разворот, прохождение на скорости ям, «аккуратный» съезд в кювет во избежании травматической аварии и т.п. (не для лихачества автомобилистов, а для профессионализма, что бы водитель знал когда и как это делается… и умел при необходимости воспользоваться умениями и конструктивными особенностями автомобиля: управляемый занос, например, осуществляется с применение «ручника» (стояночного тормоза).
  3. Перед покупкой автомобиля, будущий водитель должен предъявить документально-подтвержденный накат часов (тоже к этому вопросу вернусь чуть позже). Десять, сто или тысячу — навскидку не скажу — для уточнения конкретной цифры нужно проводить исследования. Может оказаться, что для разных водителей нужен разный порог вхождения (для дачников один, для таксистов — другой). Также может оказаться, что общий накат часов на всех видах автомобилей может суммироваться с каким-то конкретным видом (например, автомобилями со спецсигналами).
  4. Перед устройством на работу, тем более (и даже, вероятно, больший чем в п.2 ибо подвергает риску не только свои жизнь и имущество, но и чужие… впрочем, тут закон может установить нижнюю планку, а конкретный работодатель или даже водитель поднять ее исходя из своего видения минимальной безопасности).
  5. При страховании автомобиля и водителя этот же накат часов (и километров) можно использовать в качестве коэффициента опытности водителя. Если водителей на одном автомобиле несколько (семейный автомобиль или автомобиль для сменной работы), то их совместный суммарный опыт можно вычислить по этому же объективному показателю.
  6. При нарушении ПДД, тем более аварийном, наказывать нарушителя в первую очередь дополнительным обучением. Во вторую очередь списанием положительного наката часов (что, например, может оставить у водителя право пользоваться личным транспортом, но запретить работать в такси). И только в последнюю очередь — штрафовать.

Теперь, о накате часов новичками и/или при приеме на работу и/или при нарушении ПДД.

Я предлагаю использовать для этого автомобильные тренажеры-симуляторы наподобие авиационных. Данные тренажеры могут быть установлены в общеобразовательных школах, в авто-школах, у дилеров, у страховщиков, в ГИБДД, а также, в виде программных продуктов, предлагаться для установки на персональных ПК. Данные программные продукты могут различаться по классу, модели, марке автомобилей и по загружаемым картам регионов.

То есть водитель перед тем, как купить автомобиль сможет освоить управление (тренажеры могут быть разной подробности от полностью имитирующих салон автомобиля, до геймерского набора из руля и педалей или даже условной картинки на широком экране), приборную доску того автомобиля который он собирается использовать. Для водителя семейного автомобиля это могут быть одни задачи, а для водителя карьерного грузовика другие, а у водителя автомобиля со спецсигналами — третьи. Также и типовые задачи смоделированные на специальных картах могут отличаться. Для таксиста в столице одни, для дачника другие, для тракториста в колхозе третьи, для гонщика на трассе Формула-1 — четвертые. Для всего этого могут быть разные карты-полигоны различающиеся разным уровнем достоверности. Можно будет даже обкатать конкретный маршрут с дома на работу, или маршрутное такси, или для теста задать таксисту маршрут с заездом в несколько адресов включая вокзалы, аэропорты, центр и т.п.

Можно безопасно моделировать какие-то критические ситуации: плохая дорога или вовсе бездорожье (для джипа по пашне), разное время суток (солнце в глаза или ночной неосвещенный участок дороги), плохие погодные условия (дождь, снег, гололедица), ремонт дорог с сужением и снятием верхнего слоя асфальта, пожар на бензоколонке, пробки… да хоть торнадо или цунами.

Добавить комментарий

Закрыть меню